Мы - граждане России!

12 декабря 2013

С начала 20-го века понятия «Конституция» и «Государство» стали неразделимыми в истории России. Начало же российскому конституционализму положил 1918 год, когда под флагом советской власти была принята Конституция РСФСР. Естественно, этот первый главный документ страны отразил лозунги, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опирался на первые декреты советской власти. Соответственно она оказалась в наибольшей степени идеологизированной   среди всех советских конституций и носила откровенно классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция  о народе как носителе и источнике суверенитета государства и практически утверждалась диктатура пролетариата.

Превыше всего были интересы социалистической революции.  Безусловно, Конституция 1918 года в значительной своей части была несовершенной. В частности, отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в конституции и т.д. Единственным историческим значением данной конституции, очевидно, следует считать создание определенной правовой базы для последующего законотворчества.

Причиной же замены Конституции 1918 года, как известно, явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз советских социалистических республик и принятие первой Конституции СССР 1925 года, утвержденной II Всероссийским съездом.

Конституция 1925 года в значительной мере сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918 года. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции, интересах всего человечества.

Конституция РСФСР 1937 г. также имеет свои особенности, хотя и сохраняла классовый характер. Было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закреплены права и обязанности граждан, в частности право на труд. Несмотря на широкий спектр политических прав и свобод, пользоваться ими можно было только в интересах трудящихся и укрепления социалистического строя. Закреплялась руководящая роль партии, что превращало ее в государственную структуру. Впервые в Конституции появилась норма о возможности выхода РСФСР из состава Союза.
Последующее развитие конституционной системы осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в России 7 октября 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем, после     распада  Союза,  -  как независимого   государства.

Можно отметить целый ряд поэтапных нововведений в Конституции этого периода:

- отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

- устранение из конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

- признание приоритета прав человека и гражданина;

- признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

- постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности. Объективно и неотвратимо назревавшая, копившаяся в годы застоя потребность перемен достигла своей критической точки и первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе и РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу. В основном процесс реформирования пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую конституцию. Конституция приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность служила правовой основой того ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой конституции должно было стать основой способствующей установлению необходимой стабильности в обществе. Проектов новой конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них явились проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе «Положения о проведении всенародного голосования проекта Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г.», утвержденного Указом Президента.

Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования -25 декабря 1993 г. Общие особенности, которые присущи этой конституции и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакция постепенно реформируемой Конституции 1978 г.

Конституция РФ 1993 г. придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредили Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Самое ценное с точки зрения истинных человеческих ценностей в новой, ныне действующей Конституции – это то, что она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека. В советских конституция человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, относительно неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Можно сказать, что Конституция 1993 г. - это переломный этап в движении к гражданскому обществу и правовому государству. Она отразила основные права и свободы, ставшие результатом либерального конституционализма в послевоенной Европе. Россия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является многонациональный народ. Права и свободы человека провозглашаются «высшей ценностью», а их защита -«обязанностью государства».

К глубокому сожалению, наша страна сейчас испытывает определенные трудности социально-экономического характера. Ей досталось тяжелейшее наследие от распавшегося Советского Союза: значительный экономический спад, связанный с крушением экономических связей, охватывавших всю территорию СССР, социальная проблематика, особенно в российской глубинке и отдельных регионах. Складывающаяся таким образом ситуация породила к тому же и межнациональную нетерпимость, различные фобии, локальные конфликты.

В этих условиях, безусловно, трудно обеспечить конституционные права граждан в должной мере. Однако руководством страны, и в первую очередь Президентом РФ В.В. Путиным, предпринимаются всевозможные усилия, чтобы обеспечить стабильное развитие государства, выполнять социальные обязательства, взятые на себя Правительством РФ, сохранять межнациональное и межконфессиональное согласие в многоликом российском обществе.  Выполнение этих задач всецело соответствует содержанию преамбулы Конституции РФ, где заложена приоритетная база стратегических устремлений нашей страны:           

         «Мы, многонациональный народ Российской          Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский      мир   и согласие,    сохраняя    исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,       веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической         основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание        России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним          и       будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Исходя из пункта преамбулы о принципах равноправия и самоопределения народов, следует отметить, что чеченский народ окончательно определил свое место на карте мира 23 марта 2003 года. Если весь период нашей совместной с Россией истории до этого дня мог иметь разночтение в вопросе нашего самоопределения, то в день проведения референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, 10 лет назад, чеченский народ однозначно проголосовал за развитие республики в конституционном пространстве Российской Федерации.

В контексте всего сказанного символично, что текущий год стал годом двух юбилеев:  20-летия Конституции РФ и 10-летия Конституции ЧР. Также, как и принятию российской конституции, Конституции Чеченской Республики предшествовали весьма и весьма драматические события. Разрушительным катком по территории Чечни прокатились военные действия. Противники мира упорно предпринимали попытки затянуть кровавый конфликт. Нация находилась на грани отчаяния. И только решительные действия Ахмата-Хаджи Кадырова, назначенного Президентом  России Главой Администрации ЧР, вывели республику на путь мира, дали начало реальному конституционному процессу на земле, где еще не до конца отгремели залпы войны.

Съезд чеченского народа 11 декабря 2002 года в Гудермесе, создание Конституционной комиссии, выбор проекта Конституции ЧР, подготовленный под руководством   Ахмат-Хаджи Кадырова, наконец, референдум, на котором (единственным из всех субъектов РФ) была утверждена Конституция ЧР, приняты Законы о выборе Президента ЧР и Парламента ЧР. Таков путь к главному документу, паспорту Чеченской Республики, - как сказал о нем Первый Президент ЧР, Герой России, выдающийся государственный деятель Ахмат-Хаджи Кадыров.

Большое значение этому событию придавал и Президент России. Ключевым тезисом этого периода стали его слова:

 «Конституция, принятая народом, - основа политического урегулирования в Чечне…»

Период после 23 марта 2003 года сразу же отметился укреплением гражданской власти и снижением военных преступлений. А-Х. Кадыров смело выступил защитником конституционных прав граждан и стал налаживать жизнь в республике.

В эти лихие и мрачные годы нас называли кем угодно, а с принятием Конституции ЧР мы заявили о себе как о гражданах Российской Федерации, на которых должны распространяться все гарантированные Конституцией РФ права и свободы.

Именно следование Конституции и ее законам позволило чеченскому народу в невероятно короткие сроки прийти к реалиям сегодняшнего дня. Верность конституционному пути продемонстрировал на весь мир нынешний Глава республики, Герой России, продолжатель великой миссии своего отца Рамзан Кадыров. Его мужество в делах и поступках, сострадание к страждущим, политическая зрелость, великолепные организаторские способности способствовали грандиозным свершениям в нашей республике, снискали ему любовь и уважение всего народа.

В эти дни в республике повсеместно идет подготовка к празднованию Конституции РФ. Основные мероприятия, как и по всей стране, пройдут 12 декабря, и это будет особый день в новейшей истории Чечни и России. День нашего единения, нашей консолидации, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи и разреза глаз. Мы – граждане России! Именно этим ощущением мы должны проникнуться сегодня и должны смотреть в завтрашний день.   

Информационно-аналитическое управление  

 

Контакты

Парламент Чеченской Республики
364014, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Восточная, д. 48
Тел./Факс: (8712) 22 42 30
 

Полезные ссылки

  • Верховный суд ЧР
  • Высший арбитражный суд ЧР
  • Уполномоченный по правам человека в ЧР
  • Избирательная комиссия ЧР
  • Прокуратура ЧР
Яндекс.Метрика