Законы и их эффективность

19 ноября 2013

Оценка законопроектов и эффективность их принятия в ходе законодательного процесса Парламентом Чеченской Республики 1-2 созывов.

Период становления нового законодательства после принятия Конституции ЧР в 2003 году и последовавших выборов Первого Президента А.-Х.Кадырова ознаменовался взрывным ростом количества республиканских нормативно-правовых актов (более 521 из которых республиканские законы).

Этот период становления правового пространства сопровождался приведением принимаемых актов в соответствии с Федеральными Законами и другими актами, принятыми Государственной Думой за период с 1993г. Также надо отметить, что особенность этого периода заключалась в том, что свои права хотели реализовать все субъекты права законодательной инициативы республики.

Рассмотрим, какова эффективность участия в законотворческой работе субъектов законодательной инициативы за период работы Парламента ЧР I созыва (20062008гг), и II созыв (2008-2013гг).

В период работы Парламента I созыва в 2006-2008гг общее число внесенных всеми субъектами права законодательной инициативы в Парламент законопроектов составило 286. Из общего числа законопроектов принято 204, в том числе инициированных Президентом ЧР – 33, Правительством ЧР – 26. Остальные законопроекты внесены всеми остальными субъектами права законодательной инициативы. Приведенные цифры свидетельствуют о серьезном и плодотворном периоде работе Парламента 1 созыва и всех субъектов права законодательной инициативы. Некоторые из внесенных и рассмотренных в Парламенте законопроектов нуждались в серьезной доработке, чем и обуславливалась длительность процесса обсуждения и принятия.

Судьба законодательных инициатив внесенных в Парламент (законопроект считается внесенным в Парламент со дня его регистрации в Управлении делопроизводства Аппарата Парламента), далее уже фактически не зависит от субъекта ЧР.

В ходе законодательного процесса в несколько стадии, а именно заседание Комитета, Совет Парламента, заседание Парламента, главный критерий оценки это соответствие предлагаемого законопроекта статьям 87, 88 Конституции ЧР.

Так из общего числа законопроектов – 286, внесенных в Парламент I созыва подписано Президентом только 207, потери составили 27%. В основном эти потери в период чтения, принятии Парламентом последующем подписании Президентом.

За период работы Парламента II созыва 2008-2013 гг. картина общей эффективности принятия законопроектов несколько изменилась. Президентом и Правительством внесено 150, остальными субъектами права законодательной инициативы 215 законопроектов. Подписано Президентом после всех процедур 314 законопроектов. Потери составили 20%. Этот показатель свидетельствует о качественном изменении подхода к самому процессу законотворчества. Необходимо также отметить, что в программы законопроектных работ обоих созывах Парламента ЧР были законопроекты, подлежащие первоочередному рассмотрению. К их числу относились наиболее ответственные системообразующие законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Совершенствование законотворческого процесса, повышение качества законопроектов является главной задачей субъектов законодательной инициативы, поскольку закон это договор между властью и обществом в той или иной сфере.

Достижение цели поставленной при разработке того или иного закона, это его функционирование в свете требования и согласия общества.

Михаил Дарчиев депутат Парламента ЧР 

 

Контакты

Парламент Чеченской Республики
364014, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Восточная, д. 48
Тел./Факс: (8712) 22 42 30
 

Полезные ссылки

  • Верховный суд ЧР
  • Высший арбитражный суд ЧР
  • Уполномоченный по правам человека в ЧР
  • Избирательная комиссия ЧР
  • Прокуратура ЧР
Яндекс.Метрика