Право на историю

17 октября 2013

Одним из камней преткновения во взаимоотношениях российских народов в последнее время являются  разные оценки и разная трактовка тех или иных исторических событий. Разумеется, этого следовало ожидать после того, как в нашей стране похоронили советский тоталитарный режим, а в условиях свободы слова и демократии неизбежно происходит переосмысление и пересмотр прошлого и настоящего. Как же сделать так, чтобы интересы сегодняшней России и ее народов были в гармонии и разного рода провокаторам не удавалось использовать эти  противоречия для новых попыток дестабилизировать обстановку в стране?

На этот вопрос отвечает известный писатель, кандидат исторических наук, начальник отдела аналитической работы Аппарата Парламента ЧР С.-Х. Нунуев.

- Яркий, свежий пример того, о чем идет речь, – недавнее событие, связанное с открытием в Чеченской Республике, на месте сожженного села Дады-Юрт мемориала чеченским девушкам.Абсолютно не политическое мероприятие, имевшее целью воздать должное памяти героических женщин, ценою жизни сохранивших честь и достоинство,  раздули до политического скандала всероссийского масштаба. И, заметьте, сделали это не органы государственной власти, а всевозможные фашиствующие маргиналы, называющие себя патриотами России. Хотел бы остановиться на данном примере подробнее.

Кое-кому, из числа российских националистов типа Жириновского, не понравилось, что в Чечне увековечили память чеченских девушек, которые без малого двести лет назад бросились с парома в Терек и погибли, чтобы не быть опозоренными. Заодно некоторым из них, по рассказам терских казаков, удалось увлечь за собой в бурные воды своих конвоиров. Рассказывают, что казаки снимали шапки, проходя мимо реки, где бросили вызов смерти отважные девушки, сохранившие свою чистоту, как ангелы. Именно поэтому ко Дню чеченской женщины на этом месте соорудили  мемориал, за что люди здесь  безмерно благодарны руководству республики.

А  господ националистов что не устраивает? Почему девушки не проявили малодушие, не сдались судьбе и не подвергли себя  неизбежному  насилию после того, как был расстрелян из пушек и сожжен до дотла их аул, а оставшиеся в живых были вырезаны по приказу генерала Ермолова и не были пощажены ни старики, ни женщины, ни дети?

Наши предки, и об этом знают далеко за пределами Кавказа, в прошлом умели уважать мужество и отвагу, кто бы их ни совершал. К примеру, в чеченском фольклоре восхваляются мужество и отвага тех же терских казаков, с которыми наши предки жили бок о бок. Такие были времена. Воевали, но умели отмечать мужество и достоинство друг друга. Поэтому и не знают на Кавказе (во всяком случае, не знали до последнего времени), что такое политические провокации, авантюры, одним словом - сатанизм.

Сказали нам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете» – не отказались в силу прямоты своей.  Дарили Дудаеву горы оружия – брали, думали, что надо защищаться от тех, кто придет с мечом. Но ведь и большую свою Родину всегда защищали и при царе, и при советах. Клятву не нарушали!

Теперь пусть господа националисты ответят на вопрос:  как, на чьих примерах воспитывались сотни вайнахов – героев Брестской крепости? А как воспитывали с малолетства Героя Советского Союза Ханпашу Нурадилова, родившегося не далеко от того самого Дады-Юрта, лично своим пулеметом уничтожившего до тысячи фашистов, если не на героических примерах своих предков? Как воспитывали уроженца Притеречья, Героя Советского Союза  полковника Мовлида Висаитова со своим полком первым дошедшего до Эльбы, встретившего там союзнические войска и получившего Высшую награду США – орден Легион Чести? Как же воспитывали чеченцев и ингушей, героев войны в Афганистане, ни один из которых за все время военных действий не сдался в плен и не потерял своего боевого оружия?

- То есть, возведение мемориала чеченским девушкам имело и другую цель – стимулировать в современной чеченской молодежи сохранение лучших национальных черт, в том числе и отвагу, если возникнет выбор: умереть униженным или же погибнуть с достоинством. Ведь в целом, воспитывая молодежь в духе чести и отваги, мы воспитываем в них патриотов, достойных граждан своей великой отчизны – России...

- Совершенно верно. А каких россиян  господа националисты хотят видеть в составе России - безвольных пустышек, не помнящих родства, без памяти, без чести, без национальности и даже без пола, что культивируется сегодня нашим телевидением, или людей цельных, волевых, способных отстоять свою честь и достоинство?

Неужели националисты, фальшивые патриоты России хотели бы видеть в чеченцах алкашей, наркоманов, пофигистов, которым все безразлично, кроме утоления своей плоти и похоти?! Неужели думают, что мужество и героизм воспитываются в бесчисленных ночных клубах, в казино и прочих игорных заведениях, в десятках тысяч всевозможных полулегальных притонов, на гейпарадах и т.д.?! Кто же будет тогда защищать Россию, любезные националисты? Почему вам безразлично, когда на глазах деградирует почти вся молодежь великой страны? Почему вам не жалко эту молодежь, особенно сестер и дочерей, которых почти разучили быть матерями, которым позволили выйти на панель как внутри страны, так и по всему миру? Разве пример чеченских девушек двухвековой давности был бы для них плохим уроком, как нужно беречь свою девичью честь и достоинство?!

- Очевидно, у многих так называемых националистов России еще свежи в памяти  события двух военных кампаний в Чечне и они пытаются отождествлять весь наш народ с сепаратистами, которые, кстати, выросли на злополучном ельцинском лозунге относительно суверенитета?

- Да, именно прозападные политики в окружении Ельцина спровоцировали войну в Чечне. Войну нелепую, жестокую и беспощадную. Но ведь это не была война народов, и она не сделала русских и чеченцев врагами. Наши народы не приняли эту войну и это – главный позитивный итог всего, что было, фундамент  нашего нерушимого единства в будущем, на тысячелетия вперед. Но у любого народа должны быть свои примеры для подражания, на которых строится воспитание подрастающих поколений. И именно в этом контексте следовало воспринять открытие мемориала, вызвавшего бурю негативных эмоций в медийном пространстве.  Это не имело и не имеет ничего общего ни с сепаратизмом, ни с искажением истории.

Воспитывая своих юношей и девушек в духе любви к своему Отечеству, в духе чести и достоинства, мы хотим сделать из них настоящих россиян, по-настоящему любящих свою страну. Мы хотим, чтобы наши сестры и дочери стали такими же мужественными и достойными дочерьми России, как Зоя Космодемьянская, а не как толоконниковы из пуссирайта,  устраивающие пошлые пляски в православном храме. Патриотизм и духовность – вот чему мы пытаемся уделить особое внимание, чтобы наши юноши и девушки стояли на пути Истины и были достойны своей великой страны. Если это кому-то не нравится, то эти кто-то вовсе не националисты, не патриоты, а обычные провокаторы, которых у нас в стране, к сожалению, немало.

- Должны ли быть, на Ваш взгляд, единые программы и учебники истории для всех учащихся и студентов или допустимы альтернативные взгляды на одни и те же события?

- В нашей многонациональной, многоконфессиальной стране все же лучше иметь единые выверенные взгляды на наше общее прошлое. Разумеется, взгляды объективные, не подчиненные той или иной тоталитарной идеологии. Нельзя сеять хаос в стране на федеральном государственном уровне, но вот иметь свои взгляды на те или иные исторические события исследователям на личном уровне не запретишь. Взять хотя бы тех же самых небезызвестных Пыхалова или Полторанина, которым, похоже, доставляет удовольствие лить грязь на наш народ, в том числе обвиняя его в предательстве и измене родине, тем самым оправдывая сталинскую  депортацию. Но ведь писать обратное тоже не запретишь. Есть много авторитетных исследователей на федеральном уровне, которые восхищаются нашим прошлым: нашим суфийским исламом, нашей средневековой башенной архитектурой. Люди разные, это их право быть разными, но государство на такие вольности права не имеет. Поэтому и учебники по истории, уверен, должны быть под контролем и редакцией государства.

- Насколько важно устранение противоречий в вопросах воспитания через историю? Можно ли двигаться вперед, фальсифицируя свое прошлое, лукавя перед ним? Насколько оправданы утверждения, что историю пишут победители, и к чему могут привести их вольности?

- Очень правильный и актуальный вопрос, не нашедший своего исследования в научных кругах нашей страны, очевидно, в силу явной его политизированности. Во время первой и второй военных кампаний в нашей республике журналисты и аналитики, пытаясь найти ответ на упорное сопротивление сепаратистов, среди прочих называли и причину воспаленной исторической памяти. Мол, чеченцы мстят за двухвековые притеснения со стороны империи. Я думаю, что если и мстили, то не за подлинные исторические события, от них никуда не денешься и историю не перепишешь. А продолжать жить надо. Протесты, сознательные или подсознательные, были из-за  очевидной фальсификации истории. К примеру, Чечено-Ингушскому научно-исследовательскому институту истории, языка и литературы в свое время запрещалось заниматься исследованиями древней истории вайнахов, уходящей в глубь урарто-хурритского мира. За это преследовали. Не вызывает восторга постановка этих вопросов и у сегодняшних научных учреждений страны. Считается, что поиски своих корней мешает народам интегрироваться в единое российское пространство. Это – рудименты советской тоталитарной идеологии. Но шила в мешке не утаишь. Лучше, если эти вопросы станут предметом объективных поисков наших ученых, чем полем измышлений для всяких маргиналов.  

По большому счету, такие вопросы – это вопросы нравственности, вопросы совести. И каждый народ, большой или малый, имеет право на свою совесть. И мы интересны друг другу своим разнообразием и уникальностью своей духовной культуры. Нас пытались унифицировать, выстроить всех в одну шеренгу. Что получилось – хорошо знаем. Поэтому надо научиться жить дружно, любя и уважая друг друга. В федеративном государстве не должно быть неравноправных народов и субъектов, как не должно быть раздора из-за разных взглядов на историю

Контакты

Парламент Чеченской Республики
364014, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Восточная, д. 48
Тел./Факс: (8712) 22 42 30
 

Полезные ссылки

  • Верховный суд ЧР
  • Высший арбитражный суд ЧР
  • Уполномоченный по правам человека в ЧР
  • Избирательная комиссия ЧР
  • Прокуратура ЧР
Яндекс.Метрика