Перспективы развития туристического кластера Чеченской Республики

Главной целью федеральных и региональных органов власти является повышение качества жизни  населения на основе эффективной реализации региональной экономической политики. Одним из приоритетных направлений реализации региональной экономической политики, на наш взгляд, является развитие туристического  кластера Северо-Кавказского федерального округа. Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории Северо-Кавказского федерального округа создают благоприятные условия как для постоянного проживания, так и для развития туристско-рекреационного комплекса. Около 50 процентов территории данного округа занимает горная система Большого Кавказа. Здесь расположены горные вершины, что делает Северо-Кавказский федеральный округ особенно перспективной площадкой для развития высокогорного туризма.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.

Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ, для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля этой территории в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6 процентов, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превосходит 2 процентов. 1

Развитие туристического комплекса СКФО сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем края, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для иностранных граждан. Невысокой остается обеспеченность указанных субъектов Российской Федерации гостиницами и специальными средствами размещения. Чрезвычайно слабое распространение имеет международная система классификации гостиниц на территории округа. Кроме того, здесь отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурно-развлекательные комплексы др.).

Сегодня   Правительством Чеченской Республики обсуждаются вопросы возрождения и развития туристического и рекреационного  потенциала региона. Чеченская Республика  обладает уникальными возможностями для развития всех видов туризма (спортивного, рекреационного, экологического). Например, в Итум-Калинском районе начато строительство горно-лыжного курорта «Ведучи». Восстановлена турбаза на высокогорном озере Кезеной-Ам. На этом же озере планируется реализовать инвестиционный проект строительства зимнего горно-лыжного курорта, бюджет которого по оценкам специалистов составит 3 миллиарда рублей. Данный инвестиционный проект позволит создать более 500 рабочих мест для квалифицированных специалистов. Открытие высокогорных  курортов  позволит разработать новые туристические маршруты спортивного и рекреационного направления.

         До распада Советского Союза в Чеченской Республике были развиты горный туризм и альпинизм. По территории Чечено-Ингушетии проходили два Всесоюзных туристических маршрута, специфика которых заключалась в том, что туристы со всех концов страны и иностранные граждане   могли путешествовать по Аргунскому ущелью до грузинского селения Шатили, посещая древние башенные комплексы Итум-Калинского района.

         И сегодня превосходная ландшафтная основа для развития рекреационного дела в горной Чечне  гармонично сочетается с культурно-исторической и особенно с историко-архитектурной особенностью территории. Отдельные башни на выступах диких скал, башенные ансамбли, таинственные петроглифы, древние языческие некрополи, языческие святилища, культовые места, горные вершины, хрустально чистые реки, водопады, живописные скалы, богатейшая флора и фауна Кавказских гор – все это органично вписывается в окружающую горную природу и способно восхитить  самого требовательного туриста.

         В недавнем прошлом по территории Чечни проходили классифицированные маршруты Восточного Кавказа, которые захватывали районы Грузии-Тушетию, Хевуретию, по категориям сложности в возрастающей степени от I до V. Они включали в себя населенные пункты Сно, пос. Борисахо, село Омало, село Итум-Кале, перевалы Чаухи, Анаторисгеле, Майстинский, Тебуло, реки Хевсурская Арагви, Чанты-Аргун, Кериго, Данейламхи и д.р.2

         В горной Чечне разработано до 20 маршрутов эколого-туристических маршрутов. Наиболее перспективные из них, на наш взгляд, те, что  проложены в западной, центральной и восточной части на территории бассейнов рек Чанты-Аргун, Шарой-Аргун, Гехи, Рошня, Хулхулау, Фортанга, Ансалта и Гумс. Указанные маршруты пролегают по живописнейшей  местности горной зоны  со слабо измененной и почти дикой природой. Здесь встречаются древние историко-архитектурные памятники, которые связаны с историей «вайнахских» племен Северного Кавказа. 

Развитие горного туризма предполагает разработку органами исполнительной власти Чеченской Республики комплекса мер  (организационных,  исследовательских, экономических, инфраструктурных и т.д.),  которые  позволят  комплексно развивать индустрию туризма и рекреации территории. По нашим предварительным оценкам развитие туризма и рекреации в Чеченской Республике позволит создать дополнительно более 5,0-7,0 тысяч рабочих мест и поднять занятость населения края. Это позволит построить современные объекты  всех видов спортивного туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха, дорожную инфраструктуру, придорожные отели, торговые площадки, даст новый импульс развитию народных промыслов, связанных с сувенирными изделиями и т.д.

Таким образом, становится очевидной необходимость разработки комплексной государственной программы по развитию туризма и рекреации в горной части Чеченской Республики, данная программа также могла бы стать началом развития горной Чечни в целом.

Приоритетными направлениями данной программы могли бы быть:

- создание инфраструктуры поддержки и развития бизнеса и  предпринимательства;

- содействие развитию малого предпринимательства в перспективных сферах деятельности;

- производство товаров народного потребления;

- сфера услуг туризма и рекреации;

- разработка и углубленная переработка местных природных ресурсов;

- создание новых производств в горных районах с большим уровнем безработицы;

- инновационная деятельность, внедрение новых экологически чистых технологий;

- лизинговая деятельность.

С развитием  индустрии туризма и рекреации региональная экономика получит дополнительные налоговые поступления, в некоторых масштабах диверсификацию промышленных предприятий республики, новые рабочие места и занятость молодежи, профессиональные кадры и д.т.

Источникам финансирования предполагаемой программы развития туризма и рекреации  Чеченской Республики могло бы быть целевое финансирование из федерального бюджета и по нашим предварительным оценкам  финансовые средства могут составить  в размере 10,0 миллиардов рублей.  Кроме средств федерального бюджета, направленных на финансовое обеспечение Программы, также дополнительно могут быть использованы другие источники, такие как:

- целевые средства республиканского фонда поддержки малого предпринимательства;

- средства бюджетов местного самоуправления, выделяемые на цели развития малого предпринимательства;

- добровольные взносы, благотворительные пожертвования и иные, не запрещенные законодательством источники;

- средства федерального и республиканского фондов занятости, других специализированных фондов;

- целевые дифференцированные налоговые льготы для производителей в пределах сумм, зачисляемых в республиканский, городские, районные (муниципальные) бюджеты;

- кредиты коммерческих банков, предоставляемые под гарантии фонда поддержки и развития малого предпринимательства, иных фондов и других организаций, создаваемых для финансово-кредитного обеспечения развития предпринимательства;

- инвестиционные налоговые кредиты;

- источники, предусмотренные для финансирования целевых, республиканских программ с возможностью участия в них малых предприятий;

- природные и иные неиспользуемые ресурсы, включаемые в хозяйственный оборот в целях социально-экономического развития и поддержки предпринимательства;

- передача оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг);

- средства, привлеченные под гарантии Правительства,

- средства международных фондов и финансовых институтов.

По  оценкам экспертов  туристическая и рекреационная индустрия может стать одной  из перспективных отраслей,  гарантированно формирующих  статьи  доходов в бюджете Чеченской Республики.

 

Магомед Алхазуров

помощник Председателя Парламента ЧР,

доцент кафедры «Экономическая, социальная и политическая география» ЧГУ,

кандидат политических наук

Контакты

Парламент Чеченской Республики
364014, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Восточная, д. 48
Тел./Факс: (8712) 22 42 30
 

Полезные ссылки

  • Верховный суд ЧР
  • Высший арбитражный суд ЧР
  • Уполномоченный по правам человека в ЧР
  • Избирательная комиссия ЧР
  • Прокуратура ЧР
Яндекс.Метрика